Ассоциации - дело интересное. Саграда Фамилия, хамон, Гауди, коррида. Уверена, именно так выглядят ассоциации с Испанией большинства из нас. Но Испания на этом не заканчивается. И это еще интереснее.
Если продолжать играть в ассоциации, я бы спросила: что вы знаете об испанском кино? Верно, Антонио Бандерас, Пенелопа Крус, а для тех, кто “в теме” еще и Хавьер Бардем. И тут-то и возникает Мистер Икс, стоящий за их спинами, вплетающий характеры героев и типажи актеров в канву сюжета - Педро Альмодовар.
Слышали же, да? Если просто слышали, продолжайте читать, если еще и смотрели - уже сейчас жму ваши терпеливые руки.
…. Каждую минуту двухчасового фильма возникает мысль: насколько тяжелая работа снимать этот фейерверк исключительно испанских эмоций и трагедий, если смотреть и понимать - на грани? На грани невозможного, равно как и сюжет - на грани нормального и допустимого. И это как раз та острая перчинка, которая отличает кино, которое останется в памяти, которое захочется обдумать и пересмотреть, от “проходного”.
Абьюзеры, отцы-трансвеститы, нездоровые привязанности, наркотики, насилие - вот короткий список того, из чего состоит средний сюжет фильма Альмодовара. Самые острые и значимые проблемы каждого времени, от души приправленные испанским заламыванием рук, слезами и криками в голос, красивыми страстными женщинами, эмоциональными мужчинами и обязательно Трагедией.
В самом начале своего пути к вершинам киноолимпа Альмодовар был не на грани, он был далеко за ней; с тонким сарказмом и юмором говоря о сложных вещах вроде ВИЧ, гендерных и трансгендерных вопросах. Да даже просто о взаимоотношениях мужчин и женщин. “Свяжи меня” и “Женщины на грани нервного срыва” - самые мягкие и яркие. Бесконечно прекрасные, но хорошо взрывающие сознание. Но, поверьте, если вы не запутаетесь в героях, ситуациях и отношениях, дальше вы начнете планомерно смотреть все работы творца испанских образов.
Кстати, именно благодаря тем двум фильмам зажглась звезда молодого Бандераса. Можете просто поверить на слово, а лучше проверьте сами - он юн и не менее бесподобен, чем в более взрослом образе.
А позже были ставшие более известными “Все о моей матери” и “Возвращение”, Больше слез, больше красивых женщин и глубоких проблем морального и физического насилия, зависимости и прощения. Уже чуть более спокойные и размеренные, но не менее испанские.
Подкупает еще и то, что Альмодовар каждым кадром выстаивает картинку испанской жизни, как она есть: с большими семьями и тесными узами в маленьких деревушках, соседями и безбашенными таксистами Мадрида, неяркими частями Барселоны.. Интересно, в общем. Прикосновение к нетуристической и непривычной Испании.
Интересно и страшно. Признаваться самим себе, что и так в жизни бывает, или удивляться, что бывает и не такое. Можно спорить о гранях и рамках бесконечно, можно отмечать злободневность и сложность тем, которые находят свое отражение в фильмах Альмодовара. Но невозможно не отметить одно: ходя по самому краю лезвия морали и общественного мнения, у режиссера получается из смеси слез и гомерического хохота сделать историю, с моралью и решением, которое, чаще остается на откуп зрителя. И так же невозможно остаться равнодушным, не подпевать Пенелопе в "Volver" ("Возвращение") и не заплакать вместе с женщинами на грани. На грани то ли нервного срыва, то ли нормальности.
Интересно и страшно. Признаваться самим себе, что и так в жизни бывает, или удивляться, что бывает и не такое. Можно спорить о гранях и рамках бесконечно, можно отмечать злободневность и сложность тем, которые находят свое отражение в фильмах Альмодовара. Но невозможно не отметить одно: ходя по самому краю лезвия морали и общественного мнения, у режиссера получается из смеси слез и гомерического хохота сделать историю, с моралью и решением, которое, чаще остается на откуп зрителя. И так же невозможно остаться равнодушным, не подпевать Пенелопе в "Volver" ("Возвращение") и не заплакать вместе с женщинами на грани. На грани то ли нервного срыва, то ли нормальности.
После двух Оскаров и Золотых глобусов, перемежавшихся с испанскими кинонаградами, появились “Кожа в которой я живу” и одна из лучших, на мой взгляд, премьер прошлого года - “Джульетта”. Опять женины, опять любовь на грани болезненной привязанности, опять реки слез и громкие крики, опять Бандерас. Все это стоит того, чтобы потратить несколько часов. Чтобы в итоге остаться впечатленным. Если вы не нежная маргаритка и не живете в мире розовых пони, вы поймете и увидите. Не испугаетесь, а увидите точку зрения и отношение.
Я давно поняла, что в вопросах книг и фильмов мое мнение, чаще всего, не сходится с мейнстримом. Пока все восторгались Ла-Ла Лендом и писали отзывы в стиле “Посмотрела, плакала два дня”, я вышла из зала кинотеатра с чувством, что в чем-то меня обманули. Не доложили реальности чувств и эмоций, переборщили с клише и насаждением предсказуемого отношения. Поэтому мне импонирует арт-хаус Альмодовара, в котором нет финала в стиле “они жили долго и счастливо”, зато есть та реальная жизнь, в которую вдвойне интереснее заглядывать.
И, если уж давать конкретные советы, начните с "Джульетты". За годы режиссерского опыта Альмодовар накопил нежности и тонкости как раз столько, чтобы снять красивую историю о безусловной любви, потери и очередном возвращении. О невидимых нитях привязанности и безмолвной боли, которую способны причинить только те, кто глубже всех остается в душе, сердце и памяти.
И, если уж давать конкретные советы, начните с "Джульетты". За годы режиссерского опыта Альмодовар накопил нежности и тонкости как раз столько, чтобы снять красивую историю о безусловной любви, потери и очередном возвращении. О невидимых нитях привязанности и безмолвной боли, которую способны причинить только те, кто глубже всех остается в душе, сердце и памяти.
Поэтому, почему бы не попробовать? Если вам не понравится, выключить неинтересное кино вы всегда успеете, и впредь не будете слушать мои советы. А если же ваше сознание несколько раз за время просмотра перевернется, вы немножко сойдете с ума, но в итоге вам понравится, то знайте: у вас впереди примерно 20 фильмов прекрасного харАктерного режиссера.
Приятного просмотра!
Комментариев нет:
Отправить комментарий